Литература

Воспитание с помощью сказок

Почему во многих сказках для малышей главными героями выступают животные, как вы думаете? У меня вчера возникла гипотеза. Корова, кошечка, собачка, медведь и т. д. - ребенок понимает кто это такие. А принцессы, рыцари, королевичи - это непонятные статусы. Тут без разъяснительной работы не обойтись, и ее нужно вплетать в повествование, иначе получается сбивчивый рассказ с отступлениями-пояснениями. Либо такую сказку нужно придержать пока ребенку лет 5 не исполнится, а потом уже рассказывать. Иное дело баба с дедом, внучка, дочка - семейные статусы ребенку уже знакомы.

«Сказки действуют на разных детей по-разному. К примеру, произведения К. Чуковского часто пугают малышей в возрасте 3-5 лет. «Тараканище», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Айболит» … доводят некоторых впечатлительных детей до слез. Ведь если вдуматься, то эти произведения- просто триллеры. А в три года и раньше малыш еще не всегда может отделить вымысел от реальности. И в более старшем возрасте впечатлительным детям не стоит читать на ночь сказки со страшными героями и напряженным сюжетом.

Смеяться над детскими страхами тоже не стоит, ведь малыши не могут контролировать свои эмоции. Пристыженный вашей реакцией ребенок, запрячет свои страхи глубоко, а это совсем неправильно.

Как же выбрать сказку для ребенка? Детские психологи советуют:

Деткам до 3-х лет не подходят волшебные сказки про ведьм, Бабу-Ягу. Для их возраста полезны сказки про животных — Теремок, лису и волка , 3 медведя и тому подобные.

В 2-3 года деткам нравятся стихи Агнии Барто, сказки Маршака, они с удовольствием и быстро заучивают их наизусть.

В возрасте от 3 до 5 лет деткам уже будут понятны сказки про людей, таких сказок много у разных народов мира, их смысл в том, что добро побеждает зло.

В 5-6 лет можно почитать поучительные сказки для детей Льва Толстого и обязательно обсудить их с детьми. В этом же возрасте можно читать сказки Андерсена, П. Бажова, русские народные сказки и сказки народов мира с волшебными персонажами, принцами и принцессами.»

Источник

Детские сказки — это отличный инструмент для влияния на формирующееся сознание малыша, на его представления об окружающем мире и своем месте в нем.

С помощью сказок можно влиять на поведение ребенка. Не манипулировать, а объяснять то, что ребенок отказывается слушать в процессе родительских нравоучений. Ведь их никто не любит, правда? А с помощью веселой и интересной сказки можно свою мысль легко донести.

Называются такие сказки психокоррекционными, хотя я считаю что любые сказки чему-то учат, ну или по крайней мере должны. Применяются психокоррекционные сказки, когда поведение ребенка можно назвать агрессивным или неадекватным. С помощью сказочных героев разъясняется та или иная жизненная ситуация и приводятся альтернативные модели поведения. Например, если ребенок дерется, то можно рассказать как нелегко приходится остальным героям сказки рядом с задирой. Эффективными такие сказки будут для детей до 10 лет.

Психокоррекционную сказку можно прочесть ребенку, или дать ему это сделать самостоятельно и в дальнейшем не обсуждать. Но если ребенок будет готов поговорить, то обязательно пойти ему навстречу. Обсуждение можно провести в игровой форме, используя любимые игрушки, или порисовать.

Следует заметить, что сказку может придумать любой родитель, руководствуясь жизненным опытом и предпочтениями своего малыша. Заложенная в ней истина обязательно дойдет до сознания ребенка и его поведение вскоре изменится к лучшему.

Читайте также